«Человек. Общество. Инклюзия» №2(46)2021

Читать номер!

Содержание

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В.В. Дегтярева, Ю.В. Дружинина
Инклюзия как принцип реализации Национальной стратегии образования для устойчивого развития

Аннотация. В качестве цели исследования авторы выбрали изучение условий реализации Национальной стратегии образования для устойчивого развития в контексте институализации инклюзивного образования в России, актуальность которой очевидна в свете реализации федерального законодательства. Опираясь на институциональный, социокультурный подходы, авторы определяют условия реализации инклюзивного образования, начиная с развития политики инвалидности, заканчивая институциональными и не институциональными представлениями о норме как индикаторе включенности социальных субъектов с инвалидностью в современные образовательные институты. В заключении авторы отмечают необходимость разработки теоретико-методологических и практических основ реализации инклюзивного образования с целью минимизации имитативных инклюзивных образовательных практик в контексте реализации Национальной стратегии образования.

Ключевые слова: инклюзивное обучение, устойчивое развитие, система высшего профессионального образования, образовательные потребности людей с ограниченными возможностями здоровья.

П.А. Кадуцкий
Социальный заказ на формирование новых компетенций сотрудников силовых ведомств для профессиональной деятельности в условиях пандемии

Аннотация. В условиях пандемии осложняется работа не только в секторе общественного здравоохранения, но и в силовых структурах, представители которых сталкиваются как с сохранением общественного порядка, так и с актуализацией новой преступности. Цель исследования — изучение особенностей социального заказа на формирование новых компетенций сотрудников силовых ведомств, которые осуществляют профессиональную деятельность в условиях пандемии. Эмпирическая база исследования: количественно-качественный контент-анализ законодательно-нормативной базы и материалов средств массовой коммуникации (коммуникационной сети Интернет); фокусированное интервью экспертов. Для обработки и анализа собранных материалов использовались статистико-математическая обработка данных, компаративный анализ, синтез. Дана характеристика социальному заказу на новые компетенции, сделан обзор основных сфер активизации преступности в условиях пандемии. Представлено экспертное мнение о появлении социального заказа на формирование у сотрудников силовых ведомств новых компетенций. Исследование позволило выделить особенности рисков и наметить возможные направления формирования новых компетенций у силовиков в условиях пандемии.

Ключевые слова: социальный заказ, COVID-19, полиция, силовые ведомства, компетенции сотрудников.

С.Н. Лещинская
Патриотическое самоопределение российской молодежи: социологический анализ

Аннотация. В научном и интеллектуальном дискурсе тема патриотизма рассматривается сквозь призму социологического анализа, исследование проводится в контексте ценностной составляющей патриотизма, поскольку патриотизм является важнейшей частью процесса самоопределения личности. Диагностика активности социальной солидарности включает изучение процесса патриотического самоопределения молодежи как субъектов общественной жизни в патриотических практиках и организацию мероприятий данной направленности. Патриотический выбор в процессе самоопределения зависит от факторов институциональной среды, которые создают основные механизмы патриотизма населения государства, которые проявляются в стратегиях и содержании патриотического воспитания молодежи, а также являются основой идеологии патриотизма в обществе, сформулированной на государственном уровне.

Ключевые слова: патриотизм, молодежь, патриотическое воспитание, научно-интеллектуальный дискурс патриотизма, самоопределение молодежи.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
В.А. Муталимов
Стартап как инструмент актуализации профессиональных компетенций студента с инвалидностью

Аннотация. Экономическая глобализация обуславливает особое внимание стремлению освоить предпринимательские компетенции для создания и успешного ведения бизнеса. В связи с этим обучение предпринимательству должно стать обязательной частью высшего образования. Целью исследования является изучение возможностей использования стартапа в качестве инструмента актуализации профессиональных компетенций студента в процессе получения предпринимательского образования. Раскрыто содержание категории «стартап». Определены ключевые этапы реализации стартап проектов, сформирован перечень действий, которые должны быть выполнены предпринимателем на этапах создания и ведения бизнеса. Систематизирован перечень профессиональных предпринимательских компетенций, которые актуализируются в процессе выполнения этапов реализации стартап проекта.

Ключевые слова: предпринимательские компетенции, предпринимательские навыки, предпринимательская культура. стартап, стартап-экосистема, фабрика стартапов, краудфандинговая платформа.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
И.И. Кошечко, Е.Г. Калецкий
Нормативно-правовые аспекты обеспечения инклюзивного образования в РФ

Аннотация. В настоящей статье рассматривается проблема правого обеспечения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в РФ.

В статье приводится краткий исторический обзор взаимоотношения общества и инвалидов, указывается на важность включающих и интегративных процессов в образовании для полноценной социально-психологической реабилитации детей с ОВЗ. Помимо анализа существующей литературы, авторами анализируются официальные источники и статистические данные для выявления общих закономерностей развития инклюзивного образования в РФ.

Также проводится анализ особенностей нормативно-правового регулирования инклюзивного образования в РФ, выделяется ряд существующих проблем в действующем законодательстве и на их основании предлагаются актуальные и перспективные способы их решения.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, правовые аспекты, педагогические работники, профессиональная подготовка педагогов, психолого-медико-педагогическая комиссия, тьютор.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Е.А. Стародубцева
Культурно-специфические коннотации в поэтических текстах Уильяма Шекспира

Аннотация. В статье говорится о том, что коннотации описывают дополнительное значение лексической единицы, ее эмоциональные, выразительные, оценочные и стилистические компоненты. Эти компоненты являются стабильными характеристиками, поскольку они отражают зафиксированную в языке точку зрения на конкретный объект или факт действительности. Коннотации раскрывают весь контентный потенциал лексемы, а также инициируют процессы метафоризации и эвфемизации. Это делает лексику, богатую коннотациями, образной, компактной и, значит, эффективной с точки зрения прагматической функции и ограничений, накладываемых на поэтический дискурс в связи с особым способом организации поэтической речи. Особый акцент делается на культурно-специфическом типе коннотаций, анализ которых проводится на примерах, взятых из ряда пьес У.Шекспира.

Ключевые слова: лексемы, коннотации, культурный коннотативный компонент.

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
М.В. Курникова, Ю.П. Зверев, М.В. Шапошникова, Н. Иосько
Влияние занятий телесно-ориентированными техниками и пантомимой на статический и динамический постуральный баланс глухих детей

Аннотация. Актуальность улучшения постурального баланса у глухих детей обусловлена значительной распространенностью данной проблемы и негативным влиянием нарушений баланса на моторное развитие детей. Целью исследования было обоснование влияния регулярных занятий телесно-ориентированными техниками на показатели постурального баланса глухих детей младшего школьного возраста. В экспериментальную группу входили глухие дети 8–10 лет, регулярно занимающиеся в театре пантомимы. Результаты показали, что занятия телесно-ориентированными техниками, в частности пантомимой, способствует улучшению показателей статического, реактивного и проактивного баланса у глухих детей.

Ключевые слова: телесно-ориентированные техники, пантомима, глухие дети, постуральный баланс.

ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
А.Н. Довнар
Конституционное собрание Российской Федерации: к вопросу о порядке его формирования

Аннотация. В соответствии с гл. 9 Конституции РФ (ст. 135) при поддержке предложения о пересмотре конституционных положений определенным количеством депутатов Государственной Думы и сенаторов Совета Федерации, предусмотрено создание Конституционного Собрания Российской Федерации, которое наделено полномочиями либо подтвердить неизменность действующей Конституции РФ, либо разработать проект новой Конституции РФ. И в том, и в другом случае для легитимации деятельности Конституционного Собрания Российской Федерации требуется наличие соответствующего федерального конституционного закона, который до сих пор не принят. Автором производится анализ проектов законодательных инициатив по моделям формирования Конституционного Собрания Российской Федерации, в разное время находящихся на рассмотрении парламента Российской Федерации, выделяется законопроект С.А. Авакьяна как наиболее релевантный и потому заслуживающий рассмотрения и дальнейшего принятия. Приводятся и собственные предложения автора.

Ключевые слова: Конституция РФ, пересмотр Конституции РФ, Конституционное Собрание РФ, учредительная власть, законодательная инициатива, проект закона, Федеральный конституционный закон, Федеральное Собрание РФ.